04.04.2016
5 апреля 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения нашему земляку, уроженцу д, Кутанка Федору Сергеевичу Иванову, заслуженному артисту, заслуженному деятелю искусств Бурятии, солисту балета, балетмейстеру, исследователю бурятского хореографического фольклора, автору и постановщику народных бурятских танцев, преподавателю эстетического воспитания школьников, основоположнику движения бальных танцев Республики Бурятия.
Федор Сергеевич Иванов после окончания техникума искусств работал артистом драмы в музыкально-драматическом театре. С 1939 по 1959 годы – солист балета и постановщик государственного ордена Ленина Бурятского театра оперы и балета. Параллельно творческой деятельности на профессиональной балетной сцене руководил самодеятельными хореографическими коллективами Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, занимался эстетическим воспитанием детей, являлся одним из инициаторов движения бальных танцев. Участник двух декад бурятского искусства и литературы в Москве (1940, 1959), автор, постановщик и исследователь бурятских народных танцев, наиболее полное собрание которых «Бурятские танцы» опубликовано в 1984 году. Награжден орденами Ленина (первым в бурятском балете), Знак Почета, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. Умер 25 ноября 1974 года. Профессиональный балет. После окончания с отличием драматического отделения техникума искусств Ф.С.Иванов работает в национальном драматическом театре (1936-1939гг), участвует в декаде искусства Бурят-Монголии (1940 г. Москва). Когда в музыкально-драматическом театре в 1939 году создавалась балетная труппа, он переходит в нее. Первый классический балет «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева давали в честь двадцатилетия Бурят-Монгольской автономии после тяжелейшей поездки по Дальневосточному фронту (1943). Участие Ф.С.Иванова в спектаклях театра: «Бахчисарайский фонтан» (Нурали, Гирей), «Тщетная предосторожность» (Никез), «Корсар» (Конрад), «Лебединое озеро» (Ротбарт), «Лауренсия» (Фернан Гомес), «Коппелия» (Коппелиус), «Эсмеральда» (Квазимодо), «Доктор Айболит» (Айболит), «Красный мак» (Ли-Шан-Фу), «Юность» (Семен Жухрай), «Половецкие пляски (Чаги)» из оперы «Князь Игорь» (Туман), «Приключения Чипполино» (синьор Помидор), «Свет над долиной» (Базар), «Шурале» (сват), «Жизель» (Ганс), «Спящая красавица» (Каталабют), «Во имя любви» (Далю), «Красавица Ангара» (Байкал). Постановка танцев на профессиональной сцене: Опера Ш.Гуно « Фауст» (ассистент балетмейстера М.С.Арсеньева, 1945), балет Р.Глиэра «Красный мак» (1951), опера «Виндзорские кумушки» (1951), опера С.Ряузова «У подножья Саян» (1952), восстановление балета «Бахчисарайский фонтан», 100-ый спектакль (1952), балет «Свет над долиной» (ассистент балетмейстера М.С.Заславского., 1955), опера «Побратимы» (1959). Постановка авторской хореографической композиции «Лесная сказка» для танцевальной труппы Бурятской филармонии (1964). На протяжении почти 20 лет – председатель месткома театра. Руководство самодеятельными хореографическими коллективами Взрослых: г. Улан-Удэ: военная часть, танцевальная группа клуба речников г. Улан-Удэ (победитель конкурса национальных танцев в Москве в 1936 г.). Постановка массовых танцев для ежегодных Сурхарбанов, смотров сельской художественной самодеятельности республиканского всероссийского и всесоюзного уровней, начиная с 1948 года. Селенгинский район: колхозы имени Тельмана и К. Маркса, Гусиноозерск, Новоселенгинск, колхоз «Эрдэм», один из руководителей народного ансамбля «Селенга». Заиграевский район, колхоз «Улан-Эрхирик». Закаменский район: Ансамбль песни и пляски. Джидинский район: Петропавловка, Верхний Торей. Бичурский район: Бичура, Дунда-Киреть. Улан-Удэнский сельский район: «Красный Оронгой». Тункинский район: Кырен, Горхон, Хойтогол. Кижингинский район, ансамбль «Ургы». Танцевальные группы домов культуры Баргузинского, Кабанского, Хоринского, Кяхтинского. Агинский округ: с. Цокто-Хангил, Дульдурга, колхозы Свердлова, «Путь Ильича». Усть-Ордынский округ, совхоз «Бильчирский». Баунтовский район, Багдарин, основатель эвенкийского ансамбля «Осикта». Молодежи: Студенческий коллектив зооветеринарного института (Бурятская сельхозакадемия) стал победителем Всесоюзного смотра рабочих и служащих (1955), Всесоюзного смотра художественной самодеятельности профсоюзов (1956), YI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957). Руководил танцевальной группой Общегородского Молодежного Хора для студентов сельскохозяйственного и педагогического институтов, учащихся техникумов, рабочих завода, служащих (базировался в ДК железнодорожников), который стал стартовой площадкой для студенческих ансамблей пединститута «Байкальские волны» и сельхозинститута «Алтан Булаг». По приглашению Ф.С.Иванова руководителями этих танцевальных коллективов стали соответственно С.Доржиев и Н.Аюржанаев. Детей: Республиканская школа-интернат №1 (1955-1973) – преподаватель ритмики, разработчик программы эстетического воспитания учащихся средствами танца. Младшая хореографическая группа - участник декады литературы и искусства Бурятской АССР в Москве (1959), единственный на декаде детский коллектив. Руководитель хореографических кружков Октябрьского дома пионеров, средней школы №35, Кижингинской средней школы. Организатор первых курсов повышения квалификации для руководителей танцевальных коллективов республики (1968), собиратель, исследователь и популяризатор бурятского танцевального фольклора. В экспедициях по республике, Агинском и Усть-Ордынском национальном округах выявил около 20 разновидностей только одного ехора. Участник проекта Бурятской студии телевидения «Фестиваль народного творчества» (1973). Организация конкурсов бальных танцев в Бурятии После совещания по эстетическому воспитанию учащихся в г. Риге (1966) начал внедрять бальные танцы в республике, стал одним из первых организаторов конкурсов. Первый республиканский конкурс исполнителей современных бальных танцев (3 тура) состоялся в июне 1970 года в спортивном зале стадиона «Динамо», а уже в Ш конкурсе участвовало 88 пар, в том числе 43 пары из сельских районов республики. Участие в кинофильмах. «Песня табунщика» (1957) – постановка массового ехора; «Золотой дом» - постановка танцев; «Пропажа свидетеля» - снимался в эпизодических ролях в 9 сценах, «Последний угон».
Земляки с искренней благодарностью вспоминают человека широкой души, многогранного артиста, великолепного рассказчика, с тонким пониманием юмора. Валерий Бардамов в своей статье в районной газете «Знамя труда» пишет: «Федор Сергеевич самозабвенно любил природу, как мужчина – рыбалку и охоту. От соприкосновения с красотой лесов и полей Ф.С.Иванов черпал силы для творчества. Профессиональный балет и народная художественная самодеятельность стали жизненным призванием нашего земляка»