09.03.2023
О девизе Всемирного дня защиты прав потребителей в 2023 году
15 марта 2023 года будет отмечаться традиционный Всемирный день защиты прав потребителей. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций - Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2023 году CI предложил в качестве девиза «World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions» - «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
- энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, бытовая техника),
- энергетически чистый транспорт,
- чистое электроснабжение.
Ключевые характеристики чистой энергии – это:
- устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников
- инклюзивность и справедливость (все население земного шара имеет право на чистую экологию и окружающую среду, доступ к энергетическим услугам, которые удовлетворяют их основные потребности на справедливой и равноправной основе).
Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
Согласно доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится о том, что изменения в потреблении энергии могут сократить выбросы парниковых газов до 70% к 2050 году. На практике это означает, что если потребители по всему миру начнут вносить изменения в свою жизнь: выбирать более чистые способы передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения климатического кризиса.
Потребителей необходимо поддерживать и расширять их возможности для преодоления технологических, инфраструктурных, финансовых, информационных барьеров, которые стоят на пути изменения жизни.
CI выделила основные потребности потребителей на пути к изменению поведения:
- Знания о ценности и осведомленности потребителей в обсуждаемой тематике будут способствовать быстрому внедрению новых экологически безопасных технологий в жизнь каждого потребителя.
- Наличие и доступность – потребители могут выбирать доступные варианты на рынке.
- Переход к чистой энергии позволяет решить как проблему стремительного роста цен на электроэнергию, наблюдаемую в мире, так и внести вклад в предотвращение климатического кризиса.
Территориальный отдел Роспотребнадзора