Законно ли банк требует плату за справку о наличии задолженности?

20 декабря 2023

Защита прав потребителей

Законно ли банк требует плату за справку о наличии задолженности?

Банк отказал представителю потребителя (по доверенности) в бесплатном получении сведений о наличии задолженности заемщика перед Банком, потребовав плату в размере 200 рублей за предоставление таких сведений. Устные и письменные обращения представителя заемщика в Банк остались без удовлетворения, в связи, с чем представитель потребителя обратился за помощью в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области.

Поясним, что Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон №2300-1), установлено право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

В силу требований Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее Закон № 353-ФЗ) после заключения договора потребительского кредита (займа) кредитор обязан направлять в порядке, установленном договором, заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним:

- размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа);

- даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа);

- иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа).

После предоставления потребительского кредита (займа) заемщик вправе получать указанную информацию по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату.

Информация о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита (займа), но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности.

Предоставление заемщику информации о наличии просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа) является обязанностью кредитора.

При этом не допускается взимание кредитором вознаграждение за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика.

Таким образом, Банк обязан бесплатно один раз в месяц предоставить заемщику, либо его представителю по доверенности (при наличии документов,удостоверяющих личность и полномочия), по его запросу, информацию о наличии просроченной задолженности по действующему договору потребительского кредита (займа).

В ходе анализа поступившего обращения Управление усмотрелопризнаки нарушений обязательных требований в том, что Банк отказал по запросу представителя заемщика по доверенности предоставить один раз в месяц бесплатно информацию о размере текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа).

В связи с вышеизложенным Банку объявленопредостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Банк в свою очередь, проинформировал Управление о проведенной проверке доводов, изложенных в предостережении, и сообщил, что справка будет предоставлена заявителю бесплатно.