06.11.2018
Вязание по-бурятски
Сохранение традиционного ремесла в Осинском районе
Ведущий специалист по фольклору
ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»
Л.М. Мельникова
В 2018 году ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» продолжил работу по выявлению, изучению и описанию объектов нематериального культурного наследия народов, проживающий на территории Иркутской области. Очередная этнографическая экспедиция прошла в конце октября 2018 года с целью сбора информации об объекте нематериального культурного наследия техники «вязания по-бурятски» в Осинском районе Иркутской области. Маршрут экспедиции: д. Бурят-Янгуты – пос. Оса – с. Обуса – д. Горхон – д. Борохал.
Техника «вязание по-бурятски» крючком из вытянутой или непряденой шерсти была обнаружена в 2006 году во время проведения этнографической экспедиции в Усть-Удинском районе Иркутской области в деревне Халюты. О ней участникам экспедиции рассказал житель деревни Ясачная Хайрюзовка Константин Андреевич Купенов. Он познакомил с Лидией Павловной Павловой, которая владела этой техникой. В ходе беседы выяснилось, что училась она вязать сама, подсмотрев, как вяжет Мариша из села Обуса. Так я узнала, что в Осинском районе есть село Обуса, где живут женщины, владеющие традиционным ремеслом.
После Усть-Удинского района информация об этой технике была встречена во время экспедиций в Качугский, Аларский и Боханский районы. А Осинский район удалось посетить только в конце октября 2018 года.
Первым на маршруте стало село Бурят-Янгуты. Туда мы приехали вместе с директором Осинского районного историко-краеведческого музея Куприяном Андрияновичем Алексеевым. Нас встретили участницы фольклорного ансамбля «Енгууд» Любовь Петровна Мантыкова, Мария Доржиевна Ильина и Ирина Александровна Болхоева. Они очень подробно рассказали о процессе вязания от заготовки шерсти до вязания изделий. Интересными были сведения о том, что состриженную шерсть укладывали в сетки-авоськи, уносили на речку и оставляли в проточной воде на два-три дня. За это время шерсть становилась чистой, без мусора, без запаха и совершенно белая. Зачастую из такой шерсти делали одеяла. А рукавицы, носки, чулки, безрукавки вязали из не мытой шерсти. Такая шерсть хорошо тянулась и легко вязалась.
Вторая встреча состоялась в поселке Оса в выставочном зале районного музея с Марфой Владимировной Урбаевой, Софьей Васильевной Табитуевой и Анной Даниловной Бадмацыреновой. Кроме того, что они показали весь процесс подготовки шерсти и вязания, который очень походил на бурят-янгутский. Они рассказали о том, что существует в бурятской традиции обычай дарить младенцам носки. Раньше это были носки, связанные крючком из вытянутой овечьей шерсти. Носки приносили бабушки, которые могли быть не только близкими родственниками, но и соседками или жительницами деревни.
Село Обуса, о котором я узнала еще в 2006 году, на нашем маршруте стало третьим. На эту встречу меня сопровождали начальник управления культуры Александр Михайлович Дамбуев и хранитель фондов Осинского районного историко-краеведческого музея Альбина Альбертовна Мантыкова.
Долгожданное знакомство с этим интереснейшим селом не обмануло мои ожидания. Я познакомилась с удивительными женщинами: самобытным художником Екатериной Михайловной Очировой, Нэлей Валериановной Шишкиной и Татьяной Александровной Хамагановой. Первой на нашем пути в селе Обуса встретилась Татьяна Александровна. Она бережно и гордо несла в клуб старинную бабушкину прялку, а по дороге рассказала нам о своих овечках, которые паслись в шаговой доступности от нас. Белые, ухоженные – они радовали глаз и сразу же увиделись белые, пушистые, очень теплые рукавицы и носки, которые будут связаны из этого белоснежного руна.
Деревню Горхон представляла Федосья Павловна Хамгушкеева. Она принесла старинные вещи, хранящиеся в ее семье, колесо от веретена, вырубленное из каменного угля и собственные работы, выполненные в технике вязания крючком.
Из деревни Борохал на встречу приехали участницы фольклорного коллектива «Уряал» Борохальского Дома культуры: Татьяна Александровна и Эльвира Дамбуевна Ильины, Елизавета Ивановна Халматова, Ольга Ивановна Тармашкинова. Эта дружная и слаженная команда очень наглядно показала процесс взбивания шерсти прутьями из лозы, ее теребление-шиньганье и вязание из подготовленной кудели. Они привезли с собой старинные прялки, а также носки и рукавицы, связанные не для демонстрации, а для ношения в зимний период. Такие рукавицы и носки в деревне Борохал все еще в почете. Их вяжут постоянно и много для членов своих семей.
Я очень благодарна Ольге Ивановне Тармашкиновой за оказанную честь владеть ее крючком, ведь костяной крючок – это символ техники «вязания по-бурятски».
На встрече в Обусе участницам был задан вопрос: «Почему младенцам дарят вязаные носки?» Они хором ответили, что это повелось испокон века. Но и не только носки могли дарить, дарили разное, но только не шапки. Шапка могла «приостановить» рост младенца, поэтому дарить ее, было запрещено. А носки, по сведениям Федосьи Павловны, еще и украшались монетами. Их пришивали на голяшку.
К сожалению, нет возможности рассказать о каждой участнице нашей встречи, а они достойны отдельного рассказа и даже документального фильма. Каждая из них по-своему уникальна и представляет большой интерес для этнографа.
Сохранение народных традиций – это дело не одного человека. Только совместными усилиями мы сможем оставить потомкам то, что так бережно хранили наши предки.